• Жанр "Православная психология и психотерапия"

    из всех библиотек
Мультифильтр: off
c 1 по 1 из 1
102550100   по новизне
В книге впервые полно представлены основные работы замечательного отечественного учёного. доктора психологических наук Тамары Александровны Флоренской (1936-1999). Написанные просто и понятно, они...
  • Рейтинг:9,5
  • Дата:2014
  • Статус:читал




Описание
Синонимы: Аскетика; психология; психотерапия;

Православная психология и психотерапия — психологические теории практики, соответствующие православной доктрине, признаваемые Церковью.

Необходимо отметить, что пока церковном сообществе нет единого мнения, что следует понимать под православной психологией и психотерапией. Например, есть убеждение, которого в основном придерживаются психологи православного вероисповедания, получившие классическое светское образование, что термин "православная психология" некорректен в своей основе. Это почти тоже самое, что говорить о православной физике или химии. При этом данные психологи признают, что в практике психотерапии можно использовать только те методики, которые согласуются с православным мировоззрением (среди отрицаемых практик — НЛП, холотропное дыхание, психотерапия Фрейда и многие другие).

Альтернативный подход к вопросу православной психологии гласит, что священники и так фактически занимаются психологией, просто не осознают этого. В таком контексте актуальной становится задача обучения священнослужителей психологии, чтобы они избежали возможных ошибок, а также получили эффективные инструменты для решения насущных вопросов: как правильно общаться с человеком в кризисной ситуации, как священнику "не сгореть" в своём труде, принимая на себя все горести прихожан и многие другие.

Между тем, существует третий подход к проблеме определения православной психологии и психотерапии, который показывает, что в православных книгах, которые были популярны ещё более 100 лет назад, детально рассматриваются вопросы душевного здоровья и насущные проблемы, с которыми может сталкиваться каждый человек на своём духовном пути: "Как не раздражаться?", "Как справиться с леностью и унынием?" и др. Фактически речь идёт о психологии и психотерапии, но эти названия не используются, а вместо них существует термин аскетика — раздел православного богословия, предметом которого является изучение процесса возрождения падшего человеческого естества в ходе христианского подвижничества.

Православная психология опирается в своём развитии на христианскую философию, богословие, наследие аскетического опыта святых отцов и православную антропологию.
К основополагающим принципам православной психологии относятся:

  • Используемые разнообразные психологические методики преломляются через православное мировоззрение;
  • Человек понимается в контексте единства тела, души и духа — чёткой связи между ними, нарушение которой ведёт к болезням;
  • Смысл человеческой жизни: развитие добродетелей и преодоление страстей;
  • Смерть — это переход души в иное состояние;
  • Признание воздействия на человеческую душу со стороны ангелов и падших духов;
  • Истинное исцеление не может происходить без процесса богопознания

Считается, что причиной внутреннего или межличностного конфликта, является состояние, когда человек забывает, что он духовное существо, созданное творцом ("не хлебом единым жив").

Основными методами православной психологии являются самонаблюдение (интроспекция) и диалог. Под самонаблюдением понимается осознанность, самопознание, понимание мотивов своих поступков. Результатом познания своего внутреннего мира является понимание его приоритетной важности при разрешении проблемных состояний, осознание, что источник проблем внутри человека, а не вовне. Как говорится "познай себя-познаешь Бога".

Большую роль в православной психологии играют понятия греха и страсти. Считается, что православный должен ежедневно, ежечасно бороться со своими греховными привычкам, проявлениями страстей. Сначала человек грешит ради удовольствия, но затем сам становится рабом греха — как например, наркоманы и алкоголики. Выделяют восемь страстей, каждая из которых включает различные грехи:

  • чревоугодие,
  • любодеяние,
  • сребролюбие,
  • гнев,
  • печаль,
  • уныние,
  • тщеславие,
  • гордость.

Прослеживается последовательная связь между страстями, когда "излишество предыдущей даёт начало последующей". Например, упорство в чревоугодии приводит к любодеянию и т.д. Чтобы одержать победу над данной страстью, нужно сосредоточиться на борьбе с предыдущей в иерархии, например излечение от печали происходит через подавление гнева.

Православный психолог может оказать помощь в решении таких проблем как: межличностные отношения, внутриличностные конфликты, ценностные конфликты, нейтрализация последствий психологических травм, помощь в воцерковлении.

Безусловно православная психотерапия является практически единственным действенным методом психологической помощи для православных верующих. Именно в этом её главное предназначение.



Рекомендации в жанре "Православная психология и психотерапия"
Информация


Все библиотеки